Главная » Статьи » Материалы членов МО » Некарсова Т.А. - СОШ №69

Мастер - класс

«Мастер-класс»

Повсеместно на сегодняшний день мы слышим слова «информатизация общества», «информатизация образования». Принимаем мы эти слова или нет, но мы находимся в бурлящем потоке информатизации, живем в информационном обществе, где основным ресурсом и ценностью является информация, а основным фактором развития информационного общества – знания.

Традиционное использование информатики в образовании до недавних пор связывалось преимущественно только с техническими программными средствами. Но на сегодняшний день информатика естественным образом вплетается в другие науки, происходит взаимодействие общества и информатики, формирование их новых взаимоотношений. Соответственно, меняются требования не только к уровню подготовки специалиста, но и к воспитанию у всех членов общества качеств, позволяющих полноценно пользоваться достижениями в области информационных и компьютерных технологий, т.е. формированию качественно нового уровня «информационной культуры».

Неотъемлемым фактором развития «информационной культуры» личности является информационно-учебная среда образовательного учреждения, в которой школьники проводят большую часть времени, и учителя, которые занимаются учебно-воспитательным процессом в данном учреждении.

Информационно-учебная среда МОУ «СОШ №69» включает:

-       материальное обеспечение (специализированная литература, компьютерные технологии, медиабиблиотека и.т.д.);

-       информационное обеспечение (знание методов поиска, обработки, анализа, сортировки, хранения информации);

-       коммуникативное обеспечение (возможность общения с друзьями, родителями, преподавателями).

Большую роль в создании этой среды играют современные информационные технологии, изучаемые на уроках информатики, которые оказывают влияние, как на педагогический состав, так и на ученический.

Современные информационные технологии в образовании способствуют:

-       раскрытию, сохранению и развитию индивидуальных способностей учащихся, тех личностных качеств, которые являются уникальным даром каждого человека, воздействуя на все его чувства, эмоции, память, мотивы и интересы;

-       формированию у учащихся познаватель­ных способностей, стремления к самореали­зации и самосовершенствованию;

-       обеспечению комплексности изучения явлений действительности, неразрывности взаимосвязи между естествознанием, техникой, гуманитарными науками и искусством;

-       увеличению доли самостоятельной, индивидуальной и групповой работы учащихся;

-       увеличению объема практических и лабо­раторных работ поискового и исследователь­ского характера;

-       постоянному динамичному обновлению содержания, форм и методов процессов обучения и воспитания, оптимизации учебного процесса;

-       увеличению объема информации, сообщаемой на занятии, отходу от традици­онного урока с преобладанием объяснительно­-иллюстративного метода обучения, исполь­зование проектного метода в организации учебной деятельности учащихся.

При этом основной задачей педагога является поддержание и направление развития личности учащихся, их творческого поиска, организация совместной работы.

Преподавание информатики мною ведется с 4 по 11 класс. Курс информатики с 2-4 ведется по программе А.В.Горячевой, рекомендованной Министерством образования, включающей богатый набор комбинаторных и логических задач на выявление закономерностей, составлению простейших алгоритмов. Ученики с удовольствием работают на компьютере в программе «Роботландия».

Учащиеся 5-6 классов занимаются по программе Босова, где знакомятся с основными понятиями информатики: информацией, алгоритмами и способами их описания на основе программного пакета «ЛогоМиры».

С 7 класса начинается изучение базового курса информатики. Они знакомятся с операционными системами и базовым прикладным программным обеспечением: текстовыми и графическими редакторами, электронными таблицами и системами управления базами данных, средствами электронных коммуникаций. Применяя полученные навыки работы с прикладными программами, ребята создают школьные стенгазеты, выпускают поэтические сборники, занимаются дизайном, используют информационные ресурсы Интернет. Именно в этом возрасте формируются занятия по интересам. За последние три года на Областном конкурсе творческих работ учащихся по информатике и информационным технологиям «ОренИнфо» мои ученики получили дипломы в различных номинациях:

-       «Компьютерная музыка» - первое место Сорокин Н.

-       «Компьютерная графика» - второе место Карташов А.

-       «Электронная газета» - первое место творческая группа во главе с Дегтяревым М.

На Международном конкурсе творческих работ среди детей, юношества и студенческой молодежи «Цифровой ветер» - Первое место Карташов А. и Кузьмина Ю.

Учащиеся 9-10 класса изучают основы и методы программирования. В качестве основного языка программирования выбран Турбо Паскаль, так как он изначально предназначался для обучения структурному и процедурному программированию и является одним из широко распространенных языков. В 10 классе рассматривается решение подобных задач в среде объектно-процедурного языка Delphi, который учащиеся изучают большей частью самостоятельно с использованием справочной дополнительной литературы либо по моему совету на курсах дополнительного образования. Успехи в изучении программирования и современных информационных технологий подтверждаются следующими дипломами:

-       Областной конкурс творческих работ учащихся по информатике и информационным технологиям «ОренИнфо-2004» номинация «Программирование» второе место Юдин В;

-       Областной конкурс творческих работ учащихся по информатике и информационным технологиям «ОренИнфо-2006» номинация «Программирование» второе место Криволапов Илья и Шубников Андрей;

-       Городская олимпиада 2006-07 уч. год второе место Криволапов Илья.

В школе я веду профильное обучение учащихся 10-11 классов по программе Угриновича, физико-математический профиль, а также в 9 классе элективные курсы по выбору учеников.  Огромный интерес вызывает у ребят курс изучения WEB-технологий, язык разметки страниц HTML, структуры организации Интернет, способы подключения к Интернет, использование электронной почты и других ресурсов всемирной глобальной сети. В этом учебном году на Областном конкурсе творческих работ учащихся по информатике и информационным технологиям «ОренИнфо-2007» номинация «WEB-сайт» Кузнецов Костя получил второе место, представив сайт в Интернете «Красная книга Оренбуржья», а на городском экологическом конкурсе «Живи земля» этот сайт получил диплом первой степени.

Мы находимся на старте нового 21 века. Интенсивность жизни современного человека такова, что учителя вынуждены подстраиваться под неё. Новые технологии образования гарантируют реалистические условия для развивающегося общества, формируют новое видение смысла жизни и деятельности. Век новых технологий уполномочил меня быть компетентным в выборе активных методов и приемов обучения, в использовании нетрадиционных, продуктивных технологий, в безграничности форм самосовершенствования. В теории и практике своего учебно-воспитательного процесса использую основные педагогические технологии:

ü       4 - 11 классы используются компьютерные новые технологии обучения, открывающие учащимся и учителю широкие возможности по использованию разнообразных источников информации, повышающих эффективность самостоятельной работы, создающей условия для творчества, обретения и закрепления различных профессиональных навыков, где в основе лежит представление материала, используя компьютерные средства (ПК, видеопроектор);

ü       4 – 11 классы здоровьесберегающая технология (физкультминутки, упражнения для глаз);

ü       4 – 6 классы технология развивающего обучения по программам Горячевой и Босова, решается много логических задач, где решение возникает на основе «открытия» и усвоения общих закономерностей, работа с рабочей тетрадью, выполнение на компьютере работ в различных редакторах (текстовом, графическом);

ü       7 – 11 классы технология уровневой дифференциации, индивидуальный подход по уровням сложности заданий (всех выучить до одного уровня нельзя), реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании, повышается уровень Я-концепции, где сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности.

В процессе воспитания  использую гуманно-личностную технологию, коллективное творческое дело по концепции И.П.Иванова и педагогику сотрудничества, где воспитываются такие направления качества личности как нравственное воспитание, гражданско-патриотическое, гуманно-личностное, развивающее и интеллектуально-познавательное воспитание.

Одним из приоритетных направлений развития современного образования является внедрение информационных технологий и средств телекоммуникации (в частности Интернет) в образовательный процесс. Интернет предоставляет ученикам и учителю огромные возможности.

1. В научно-исследовательской деятельности учащихся применяются следующие формы дистанционного общения: использование дистанционных библиотек, поисковых систем, работа в виртуальном музее, работа с интерактивными моделирующими средами.

2. Участие в дистанционных олимпиадах, конкурсах, они предоставляют ученикам возможность соревноваться с большим количеством сверстников, расположенных в различных городах и странах. Дистанционные олимпиады носят не только соревновательный, но и обучающий компонент. Участвуя в олимпиаде, ребята получают обучающие лекции, разнообразные олимпиадные задания. Рефлексия – обязательная часть дистанционных конкурсов. Участники оценивают собственные результаты, приобретается опыт рецензирования чужих работ. За последние три года победителями таких олимпиад были Карташов Антон и Кузьмина Юля.

3. Участие в дистанционных курсах и дистанционном тестировании. Дистанционные курсы помогают правильнее выбрать ВУЗ и подготовиться к поступлению, а дистанционное тестирование позволяет получить сертификаты, которые подтверждают компетентность, не выходя из кабинета. Таким образом, я получила два сертификата, участвуя в Общероссийском Интернет-проекте «Компьютерное образование для взрослых», при Центральном институте непрерывного образования.

Профессиональное становление учителя в условиях единой образовательной информационной среды, будет более эффективным, если учитель будет постоянно самосовершенствоваться, создавать чего-то новое или посещать профессиональные курсы. Так я в соавторстве с учителем Южного округа Галкиной Н.И. написали учебно-методический комплекс для Университетской компьютерной школы (Рабочая тетрадь I-III года обучения)» изданы типографским способом, «Сборник практических заданий для работы в университетской компьютерной школе», электронное обеспечение курса УКШ и «Методическое пособие для учителей Университетской компьютерной школы I-III года обучения».  Учебно-методический комплекс предназначен для обучения компьютерным технологиям школьников в рамках дополнительного образования. Приступая к созданию учебного комплекса, мы ставили перед собой следующие цели.

ü     Показать роль компьютера как инструмента исследования и познания окружающего мира;

ü     Познакомить с Операционными системами – приемами организации и способами хранения информации в компьютерной памяти;

ü     Обозначить круг задач, решаемых на компьютере (автоматизация работы с документами в офисе с помощью так называемых офисные программы);

ü     Научить созданию сайтов;

ü     Познакомить с компьютерной графикой;

ü     Развивать интерес к учебе, к компьютерным технологиям;

ü     Воспитывать уважительное отношение к труду;

ü     Заложить основу для осознанного выбора компьютерной профессии.

Как педагог я не могла не задумываться над тем, что ожидает моих учеников. Я знаю, что будущее потребует от них огромного запаса знаний в области современных технологий. Уже сегодня более 60% предложений о работе требует минимальных компьютерных знаний, и этот процент будет только возрастать. Поэтому ученики должны получить новые жизненно необходимые навыки, увереннее и грамотнее владеть компьютером.

Содержание курса Университетской компьютерной школы выстроено таким образом, что на протяжении первых двух лет рассматриваются операционная система Windows (и предшествующая ей MS DOS), программы пакета MS OFFICE. Третий год обучения подразумевает демонстрацию (поверхностное знакомство) с другими ОС и другим офисом. Потом начинается подготовка к выпускной работе, для чего предполагается изучение HTML, PhotoShop, CorelDraw, Flash.

Обучение в Компьютерной школе трехгодичное, и для каждого учебного года подготовлен комплекс материалов, представленный Рабочей тетрадью для ученика, методическим пособием для учителя, сборником практических работ и электронными практиками.

Рабочие тетради ученика (примерно 150 страниц каждая) содержат основные определения, вопросы для устных ответов и самоконтроля, разного рода задания и упражнения, практические работы. Часть из них предполагается выполнять устно, другую – в классе за компьютером, некоторые упражнения могут быть предложены ученикам для самостоятельной работы дома.

Методическое пособие для учителя содержит тематическое и поурочное планирование изучаемого материала. Сформулированы цели каждого урока, приводится его план, описаны основные этапы и итоги каждого занятия. Указано назначение большинства заданий, приведены рекомендации по их выполнению и ответы к ним.

Сборник практических работ используется на уроке. В нем собраны разноплановые задания, в которых требуется выполнить что-либо по образцу, дополнить или изменить для выполнения условий и т.п.

Сборники электронных практик содержат файлы заданий. Они востребованы на том этапе урока, когда требуется не отработка навыков работы с клавиатурой, а выполнение других технологических операций: изменение внешнего вида текста, таблицы, презентации и т.д. На электронных носителях также собраны компьютерные игры, развивающие память и логику, слайды, иллюстрирующие материал, изучаемый на уроках компьютерной школы.

Есть тестовая оболочка, отображающая ответы ученика и позволяющая, таким образом, отслеживать динамику его результатов при его обучении.

Для проведения полугодовых (семестровых) аттестаций представляются материалы для зачетных и экзаменационных работ. Ученики, успешно освоившие материал получают свидетельства об окончании Университетской компьютерной школы.

Учебный комплекс позволяет получить разностороннее полноценное компьютерное образование. На протяжении всего периода обучения школьники изучают «Информационные технологии», «Интернет-технологии», «Компьютерную графику», используя методику проектов.

Первый из них «Информационные технологии» – включает подробное знакомство с офисными программами. Выпускная работа – рефераты: «Мой родной край» (географическое краеведение), «Архитектурные стили г.Оренбурга», презентация «Солнечная система».

Второй предмет «Интернет - технологии» – рассматривает приемы создания интернетовских сайтов и предусматривает выполнение выпускной работы – интернетовского сайта на выбранную тему.

«Компьютерная графика»  рассматривает работу в различных графических пакетах с растровой и векторной графикой. Выпускная работа – мультипликационный фильм.

Настоящий курс  рассчитан на 3 учебных года и содержит  298 часов (по 3 часа в неделю).

На учебно-методический комплекс нами получена рецензия Оренбургского государственного университета, в которой отражено, что содержательный план учебно-методического комплекта снабжен информацией краеведческого характера, адаптирован к психологическим особенностям среднего школьного возраста, дифференцированно ориентирован на выполнение индивидуального образовательного проекта каждым учеником. В техническом исполнении, учебно-методический комплект имеет электронное обеспечение, позволяющее школьнику легко овладеть сложностями и спецификой работы в различных офисных программах, на практике освоить работу профессиональных графических редакторов, получить практические навыки по созданию Web-страниц, что поможет ему в профессиональном самоопределении и даст возможность стать конкурентоспособным в учебно-познавательной и других видах деятельности.

К достоинствам учебно-методического комплекта является то, что он не дублирует, а гармонично дополняет и расширяет базовый курс информатики средней школы.

Учебно-методический комплект апробирован в 10 школах города Оренбурга и 11 школах Оренбургской области и получил одобрение учителей информатики, участвующих в работе «Университетской компьютерной школы.

В период своей педагогической деятельности являюсь наставником молодых специалистов школы, регулярно даю открытые уроки для учителей школы и округа. Проводила мастер-класса для учителей информатики Северного административного округа по теме «Роль межпредметных связей в развитии творческой активности учащихся на уроках информатики» и в прошлом учебном году было обобщение моего педагогического опыта среди учителей информатики Северного административного округа.

На региональном уровне являюсь руководителем педагогической практики студентов ОГПУ, участивую в подготовке и работе научно-практических конференций и конкурсов творческих работ учащихся по информатике и информационным технологиям «ОренИнфо» и других конкурсах где можно представлять работы по профилю.

 

Content-Disposition: form-data; name="file1"; filename="" Content-Type: application/octet-stream
Категория: Некарсова Т.А. - СОШ №69 | Добавил: inf-metod (20.10.2007)
Просмотров: 2433 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]