Главная » Статьи » Материалы членов МО » Чихирников В.В. - гимн. №3

Мастер - класс - Комплексное использование элементов образовательных технологий на уроках информатики
                                                                                                    
К настоящему времени сложилось значительное количество разнообразных образовательных технологий. В основе всех технологий лежит идея создания адаптивных условий для каждого ученика, т.е. адаптация к особенностям ученика содержания, методов, форм образования и максимальная ориентация на самостоятельную деятельность или работу школьника в малой группе.
Сегодня педагогически грамотный специалист, в том числе и учитель информатики, должен владеть всем обширным арсеналом образовательных технологий.
Для достижения выше сказанного нами - учителями информатики применяются на уроках различные методы и формы обучения, современные технологии: это и обучение в сотрудничестве, и проблемное обучение, игровые технологии, технологии уровневой дифференциации, групповые технологии, технологии развивающего обучения,  технология модульного обучения, технология проектного обучения, технология развития критического мышления учащихся и другие.

Изучая целесообразность применения метода сотрудничества в практике отечественной школы, мы пришли к выводу, что совокупность технологий сотрудничества в различных вариантах отражает задачи личностно-ориентированного подхода на этапе усвоения знаний, формирования интеллектуальных умений, необходимых и достаточных для дальнейшей самостоятельной исследовательской  и творческой работы в проектах.

В своей работе можно использовать следующие варианты применения обучения в сотрудничестве:

ü     Проверка правильности выполнения домашнего задания (в группах учащиеся могут прояснить непонятые в ходе выполнения домашнего задания детали);

ü     Одно задание на группу, с последующим рассмотрением заданий каждой группой (группы получают различные задания, что позволяет к концу урока разобрать большее их число);

ü     Совместное выполнение практической работы (в парах);

ü     Подготовка к тестированию, самостоятельной работе (затем учитель предлагает выполнить задания или тест индивидуально каждому ученику);;

ü    Выполнение проектного задания.

Нам кажется, что технологии проектного обучения и обучение в сотрудничестве, которые находятся в тесной взаимосвязи между собой, займут прочное место  и на уроках информатики и во внеурочной деятельности.

Приложения.

Конечно, переводить полностью весь образовательный процесс на проектное обучение не стоит.

Для современного этапа развития системы образования важно обогатить практику многообразием личностно-ориентированных технологий.

Для реализации целей дифференциации обучения можно предложить использовать следующие виды разноуровневых заданий на уроке:

ü     При изучении темы «Кодирование текстовой информации. Измерение информации» разноуровневые задания:

A.   Подсчитайте количество информации на странице учебника, имеющей 50 строк по 60 символов?

B.   Достаточно ли места на дискете объемом 1,44 Мб для хранения книги из 600 страниц, содержащих по 90 строк из 50 знаков?

C.   Матричный принтер имеет скорость 1024 бит/с. Сколько времени необходимо для распечатки 10 листов, если каждый лист вмещает 30 строк по 60 символов, а смена листа занимает 10 с?

ü     Разноуровневые тестовые задания;

ü     Разноуровневые практические работы.

A.   В данном тексте выполните следующие задания:

1.                 Задайте поля от границ листа по 2 см.

2.                 Установите альбомную ориентацию листа.

3.                 Удалите пустую строку между первым и вторым абзацем

4.                 Выполните выравнивание абзацев:

·        Первый абзац –  по левому краю;

·        Второй абзац – по правому краю;

·        Третий абзац -  по центру;

·        Четвертый абзац - по ширине страницы;

5.                 Выполните форматирование символов:

·        Первый абзац –  обычный, 14 пт;

·        Второй абзац – полужирный, 12 пт;

·        Третий абзац – курсив, 14 пт;

·        Четвертый абзац  - обычный, 12 пт.

B.   Выполните задания 1-5.

6.                 Задайте двойной интервал между строками первого абзаца; Установите интервал после первого абзаца 18 пт.

7.                 В третьем абзаце выполните форматирование символов: цвет символов - синий, интервал разряженный (2 пт);

8.                 После второго абзаца вставьте пустую строку;

9.                 Четвертый абзац установите  с новой страницы, установите в нем красную строку 2 см.

10.             Разделите четвертый абзац на три абзаца. Пятый абзац должен начинаться со слов «римская система…», шестой – со слов «алфавитная система…».

С.      Выполните задания 1-10.

11.             Оформите два последних абзаца как список. Обозначьте элементы списка символом ®. Установите для списка двойной абзацный отступ.

12.             В четвертом абзаце создайте буквицу (в тексте, высота в строках 2).

13.             Расставьте переносы в документе.

14.             Пронумеруйте страницы по нижнему краю листа, слева. Номер должен стоять и на первой странице.

15.             Вставьте верхний колонтитул. В нем укажите фамилию и имя. Форматирование: по центру, полужирный курсив, 10 пт, шрифт Arial Cyr. Сделайте обрамление по нижнему краю двойной линией.

Индивидуализировать обучение по содержанию, по темпу обучения, по темпу усвоения, по уровню самостоятельности, по методам и способам учения, по способам контроля и самоконтроля нам позволяет модульная технология.

Сердцевина модульного обучения – учебный модуль, включающий

ü     законченный блок информации;

ü     целевую программу действий ученика;

ü     рекомендации (советы) учителя по её успешной реализации.

Практика показывает, что большинство учителей ориентируется на полученные методические рекомендации (это, безусловно, полезно), но никакая наука не даст конкретному учителю рецепт конструирования образовательного процесса в том ученическом классе, где он работает. Выбор же способов, технологий, средств организации образовательного процесса у преподавателя очень широк! Какие их них дадут оптимальный результат? Какие «подходят» учителю и тем условиям, в которых он работает? На эти вопросы надо отвечать самому учителю.

Литература:

1.           Шамова, Т.И. Управление образовательным процессом в адаптивной школе/  Т.М.Давыденко. -  М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. - 384 с.

2.           Т.И.Шамова и др. Управление образовательными системами: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений./ Т.И.Шамова, Т.М.Давыденко, Г.Н.Шибанова; Под ред. Т.И.Шамовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.-384 с.

3.           Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.- 256 с.

4.           Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. Пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/ Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е.Петров; под ред. Е.С.Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 272 с.

5.           Левитес, Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. -  Мурманск, 1997.

 

Категория: Чихирников В.В. - гимн. №3 | Добавил: inf-metod (20.10.2007)
Просмотров: 8524 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 1
1  
актуально

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]